Digital Devil Saga: Avatar Tuner, она же Shin Megami Tensei: Digital Devil Saga на Западе и просто DDS в народе
– игра не новая, но так уж сложилось, что возможность поиграть в неё мне
представилась только сейчас. Как только её не хвалили, называли и лучшей jRPG на PlayStation 2, и лучшей jRPG вообще, и просто шедевром.
Ругали её тоже много, мол, сложная она, мрачная, да и вообще – нишевое говно
для задротов. А я, пожалуй, встану где-то посередине.
Писать детальный обзор в наше время просто бесполезно,
ибо об игре написано столько, что всего, пожалуй, и не перечитать. Я просто
постараюсь описать свои ощущения от прохождения игры и указать все
положительные или отрицательные моменты.
Начну, пожалуй с того, что зачастую называют главным в
жанре – с сюжета. (ОСТОРОЖНО! СПОЙЛЕРЫ!) Если коротко, его практически нет. Да,
есть довольно занимательная завязка, показывающая нам ещё и концепцию всей
игры, но вскоре после начала нам объявляют наш долгосрочный план и мы идём его
выполнять. Всю игру. То есть, да, с самого начала говорится, что мы должны
уничтожить остальные пять племён, чтобы попасть в Нирвану, и мы идём их
уничтожать. Кроме этого у нас других целей и нет. Ну, да, мы вроде как
отвлекаемся на спасение Серы, на её защиту, на переезд на новую базу и прочее,
но это происходит одновременно с нашей главной целью по уничтожению всех
остальных. Но это ещё не самое плохое. Во-первых, сюжета в игре мало, очень
мало. В среднем, на 2-3 часа игры приходится 10-15 минут диалогов. Всё
остальное время мы просто бегаем по данжам. Во-вторых, количество клише просто
зашкаливает: у нас есть и девушка с потерей памяти и сверхъестественными
способностями, которые проявляются в самый подходящий момент, и внезапно
провалившийся план, и стремящийся к власти предатель, и ещё целый набор очень
предсказуемых и совершенно не интересных сюжетных действий. Только к концу игры
нам выдают несколько достаточно интересных фактов, но они не способны перекрыть
общую унылость всего предыдущего. Концовка тоже очень посредственная. Вся
возможная эпичность омрачается невнятностью антагониста и не самой интересной
сюжетной подоплёкой ко второму эпизоду. В-третьих, со стройностью у сюжета тоже
есть проблемы. Если до получения силы демонов война между племенами длилась
годами, то теперь всё заканчивается где-то за пару недель. Почему-то только
после получения силы демонов героям приходит в голову временно объединить свои
силы с другим племенем в связи со «сложившимися условиями», хотя условия
изменились для всех одинаково. Да и разгуливающий по вражеской территории лидер
племени смотрится очень странно, ведь остальные не высовываются и отправляют в
сражение других. В общем, сюжет в игре выделяется только завязкой, концепцией и
парой моментов в конце, всё остальное в игре хромает. Да, я понимаю, что это
всего лишь первая часть, которая может послужить только прологом ко второй, но
оставлять 30-часовую игру без вменяемого сюжета – решение спорное. Да и
реализация концепции тоже не на высшем уровне. Нам не объясняют ни истории
происхождения этого мира и его элементов, ни причин войны, в которой мы
участвуем, ничего. Здесь тоже можно сослаться на первую часть, но она не
создаёт интриги, не даёт стимула к прохождению.
Персонажи… Ну, здесь ситуация ещё хуже, чем с
сюжетом. Главный герой – стандартный безмолвный болванчик, отличающийся только
заданным уже именем. Реплики Гейла сводятся к непониманию всего и вся, Арджиллы
– к товариществу и верности, Сиело вообще
не выделяется совершенно ничем. Только Хит, пожалуй, в какой-то степени
интересен, но всё испорчено малым количеством диалогов, которые должны его
раскрывать. Проработка у них слабая, характер имеется только в зародыше.
Скучные персонажи.
Саундтрек в игре неплохой, хотя и не тянет на звание
шедеврального. Графика тоже не самая сильная даже на то время, так ещё и всё
портится просто отвратительным дизайном персонажей и не самым выразительным
дизайном всего остального.
Пожалуй, единственная часть игры, к которой претензий
не так много – геймплей. Во-первых, там очень хорошая боевая система. Можно не
любить систему слабостей, но всё же она делает местную боёвку гораздо более
глубокой и продуманной, нежели в других играх жанра. Главное её преимущество в
том, что она просто заставляет игрока постоянно использовать различные типы
атак, менять персонажей партии, думать, какую атаку использовать в данный
момент, ставить блоки и т. д. Да, можно всего этого не делать, постоянно бегать
одной партией и жать на крестик для атаки, но тогда игра скатится в хардкор,
граничащий с непроходимостью.
К слову о хардкоре. Со всех сторон твердят, что DDS – едва
ли не самая сложная jRPG поколения, в крайнем случае,
уступает только SMT: Nocturne. Это не так. Если понимать
механику, знать слабости и сильные стороны врагов, использовать в нужное время
нужный блок, то вся игра проходится с 2-3 геймоверами, а то и вообще без них.
Это не делает её лёгкой, потому что думать здесь надо больше, чем в
среднестатистической jRPG, но если это делать, от игрового процесса получаешь
только удовольствие.
Претензии начинаются со знакомства с ролевой системой.
Какого рода? Во-первых, сами по себе мантры напоминают одновременно и sphere grid, и систему из первой Xenosaga, и ещё кучу всего. То есть,
оригинальность стремится к нулю, что не идёт в плюс. Вторая проблема –
отсутствие специальных очков для прокачки. Мантры, покупающиеся за деньги,
вызывают глубочайшее непонимание и кажутся дикостью. Вставить в игру
дополнительный пунктик отдельно для очков прокачки не сложно и только
поспособствует хорошему восприятию игры. Третья проблема – доступ к сетке
только в сейв-пойнтах. Это абсолютный маразм. Почему я не могу сейчас же
выбрать новую мантру для изучения, хотя у меня хватает денег? Вместо этого
приходится бежать к ближайшему сейв-пойнту, благо, те расставлены достаточно
часто. И последняя проблема сводится не столько к удобству, сколько к
результату прокачки. Если изучить все мантры для всех, то мы получим набор
одинаковых персонажей с разными HP. Помимо того, что это
процесс долгий и нудный, так это ещё и нужно для победы над секретным
супербоссом. Иными словами, это – издевательство над игроком. Потому что если
хочешь пройти игру на 100%, тебе надо задрачивать её часами.
Из того, что ещё порадовало – эксплоринг и количество
контента. Во-первых, несмотря на жалобы о количестве случайных битв, они здесь
случаются намного реже, чем в какой-нибудь FFX. При этом, во многих
комнатах с головоломками случайные битвы и вовсе отсутствуют, позволяя не
отвлекаться на истребление живности, опять же, не в пример FFX. При
этом, в данжах встречаются разноцветные стены, за которыми часто находится
что-нибудь полезное. Правда, ключи получить слишком уж легко. Да и без них есть
куда сходить. Путей почти всегда больше, чем один, но заблудиться всё же не
выйдет. Присутствуют и различные секретные боссы, особые враги (Omoikane),
«охотничьи» миссии и прочее. Каждый данж выделяется особыми ловушками,
разнообразными заданиями, так что скучать во время исследования не приходится.
Разве что они немного затянуты.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что игра вышла в
целом удачной, с очень хорошей боевой системой, неплохим эксплорингом, да и
вообще геймплейно она – одна из лучших на PS2. Но вот с сюжетной
составляющей у игры проблемы, поэтому к завершению она уже порядочно надоела,
хотя оставила очень достойное впечатление. Оценка тоже будет хорошей, я хотел
бы поставить ей даже больше, но минусы в игре всё же довольно существенны,
чтобы этому желанию не поддаться и отложить прохождение второй части на более
поздний срок. А оценка такая:
7,5/10
Мои мысли практически один в один (за исключением саундтрека).
ОтветитьУдалитьСейчас читаю с улыбкой все претензии по поводу сюжета и персонажей, ибо вторая часть пройдена, и многое встало на свои места, но согласна, что саму первую часть куцость сюжета не красит никак.
Не откладывай вторую часть в дальний ящик.