суббота, 30 марта 2013 г.

Digital Devil Saga



Digital Devil Saga: Avatar Tuner, она же Shin Megami Tensei: Digital Devil Saga на Западе и просто DDS в народе – игра не новая, но так уж сложилось, что возможность поиграть в неё мне представилась только сейчас. Как только её не хвалили, называли и лучшей jRPG на PlayStation 2, и лучшей jRPG вообще, и просто шедевром. Ругали её тоже много, мол, сложная она, мрачная, да и вообще – нишевое говно для задротов. А я, пожалуй, встану где-то посередине.

Писать детальный обзор в наше время просто бесполезно, ибо об игре написано столько, что всего, пожалуй, и не перечитать. Я просто постараюсь описать свои ощущения от прохождения игры и указать все положительные или отрицательные моменты.

Начну, пожалуй с того, что зачастую называют главным в жанре – с сюжета. (ОСТОРОЖНО! СПОЙЛЕРЫ!) Если коротко, его практически нет. Да, есть довольно занимательная завязка, показывающая нам ещё и концепцию всей игры, но вскоре после начала нам объявляют наш долгосрочный план и мы идём его выполнять. Всю игру. То есть, да, с самого начала говорится, что мы должны уничтожить остальные пять племён, чтобы попасть в Нирвану, и мы идём их уничтожать. Кроме этого у нас других целей и нет. Ну, да, мы вроде как отвлекаемся на спасение Серы, на её защиту, на переезд на новую базу и прочее, но это происходит одновременно с нашей главной целью по уничтожению всех остальных. Но это ещё не самое плохое. Во-первых, сюжета в игре мало, очень мало. В среднем, на 2-3 часа игры приходится 10-15 минут диалогов. Всё остальное время мы просто бегаем по данжам. Во-вторых, количество клише просто зашкаливает: у нас есть и девушка с потерей памяти и сверхъестественными способностями, которые проявляются в самый подходящий момент, и внезапно провалившийся план, и стремящийся к власти предатель, и ещё целый набор очень предсказуемых и совершенно не интересных сюжетных действий. Только к концу игры нам выдают несколько достаточно интересных фактов, но они не способны перекрыть общую унылость всего предыдущего. Концовка тоже очень посредственная. Вся возможная эпичность омрачается невнятностью антагониста и не самой интересной сюжетной подоплёкой ко второму эпизоду. В-третьих, со стройностью у сюжета тоже есть проблемы. Если до получения силы демонов война между племенами длилась годами, то теперь всё заканчивается где-то за пару недель. Почему-то только после получения силы демонов героям приходит в голову временно объединить свои силы с другим племенем в связи со «сложившимися условиями», хотя условия изменились для всех одинаково. Да и разгуливающий по вражеской территории лидер племени смотрится очень странно, ведь остальные не высовываются и отправляют в сражение других. В общем, сюжет в игре выделяется только завязкой, концепцией и парой моментов в конце, всё остальное в игре хромает. Да, я понимаю, что это всего лишь первая часть, которая может послужить только прологом ко второй, но оставлять 30-часовую игру без вменяемого сюжета – решение спорное. Да и реализация концепции тоже не на высшем уровне. Нам не объясняют ни истории происхождения этого мира и его элементов, ни причин войны, в которой мы участвуем, ничего. Здесь тоже можно сослаться на первую часть, но она не создаёт интриги, не даёт стимула к прохождению.

Персонажи… Ну, здесь ситуация ещё хуже, чем с сюжетом. Главный герой – стандартный безмолвный болванчик, отличающийся только заданным уже именем. Реплики Гейла сводятся к непониманию всего и вся, Арджиллы – к товариществу и верности,  Сиело вообще не выделяется совершенно ничем. Только Хит, пожалуй, в какой-то степени интересен, но всё испорчено малым количеством диалогов, которые должны его раскрывать. Проработка у них слабая, характер имеется только в зародыше. Скучные персонажи.

Саундтрек в игре неплохой, хотя и не тянет на звание шедеврального. Графика тоже не самая сильная даже на то время, так ещё и всё портится просто отвратительным дизайном персонажей и не самым выразительным дизайном всего остального.

Пожалуй, единственная часть игры, к которой претензий не так много – геймплей. Во-первых, там очень хорошая боевая система. Можно не любить систему слабостей, но всё же она делает местную боёвку гораздо более глубокой и продуманной, нежели в других играх жанра. Главное её преимущество в том, что она просто заставляет игрока постоянно использовать различные типы атак, менять персонажей партии, думать, какую атаку использовать в данный момент, ставить блоки и т. д. Да, можно всего этого не делать, постоянно бегать одной партией и жать на крестик для атаки, но тогда игра скатится в хардкор, граничащий с непроходимостью.

К слову о хардкоре. Со всех сторон твердят, что DDS – едва ли не самая сложная jRPG поколения, в крайнем случае, уступает только SMT: Nocturne. Это не так. Если понимать механику, знать слабости и сильные стороны врагов, использовать в нужное время нужный блок, то вся игра проходится с 2-3 геймоверами, а то и вообще без них. Это не делает её лёгкой, потому что думать здесь надо больше, чем в среднестатистической jRPG, но если это делать, от игрового процесса получаешь только удовольствие.

Претензии начинаются со знакомства с ролевой системой. Какого рода? Во-первых, сами по себе мантры напоминают одновременно и sphere grid, и систему из первой Xenosaga, и ещё кучу всего. То есть, оригинальность стремится к нулю, что не идёт в плюс. Вторая проблема – отсутствие специальных очков для прокачки. Мантры, покупающиеся за деньги, вызывают глубочайшее непонимание и кажутся дикостью. Вставить в игру дополнительный пунктик отдельно для очков прокачки не сложно и только поспособствует хорошему восприятию игры. Третья проблема – доступ к сетке только в сейв-пойнтах. Это абсолютный маразм. Почему я не могу сейчас же выбрать новую мантру для изучения, хотя у меня хватает денег? Вместо этого приходится бежать к ближайшему сейв-пойнту, благо, те расставлены достаточно часто. И последняя проблема сводится не столько к удобству, сколько к результату прокачки. Если изучить все мантры для всех, то мы получим набор одинаковых персонажей с разными HP. Помимо того, что это процесс долгий и нудный, так это ещё и нужно для победы над секретным супербоссом. Иными словами, это – издевательство над игроком. Потому что если хочешь пройти игру на 100%, тебе надо задрачивать её часами.

Из того, что ещё порадовало – эксплоринг и количество контента. Во-первых, несмотря на жалобы о количестве случайных битв, они здесь случаются намного реже, чем в какой-нибудь FFX. При этом, во многих комнатах с головоломками случайные битвы и вовсе отсутствуют, позволяя не отвлекаться на истребление живности, опять же, не в пример FFX. При этом, в данжах встречаются разноцветные стены, за которыми часто находится что-нибудь полезное. Правда, ключи получить слишком уж легко. Да и без них есть куда сходить. Путей почти всегда больше, чем один, но заблудиться всё же не выйдет. Присутствуют и различные секретные боссы, особые враги (Omoikane), «охотничьи» миссии и прочее. Каждый данж выделяется особыми ловушками, разнообразными заданиями, так что скучать во время исследования не приходится. Разве что они немного затянуты.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что игра вышла в целом удачной, с очень хорошей боевой системой, неплохим эксплорингом, да и вообще геймплейно она – одна из лучших на PS2. Но вот с сюжетной составляющей у игры проблемы, поэтому к завершению она уже порядочно надоела, хотя оставила очень достойное впечатление. Оценка тоже будет хорошей, я хотел бы поставить ей даже больше, но минусы в игре всё же довольно существенны, чтобы этому желанию не поддаться и отложить прохождение второй части на более поздний срок. А оценка такая:
7,5/10

1 комментарий:

  1. Мои мысли практически один в один (за исключением саундтрека).
    Сейчас читаю с улыбкой все претензии по поводу сюжета и персонажей, ибо вторая часть пройдена, и многое встало на свои места, но согласна, что саму первую часть куцость сюжета не красит никак.
    Не откладывай вторую часть в дальний ящик.

    ОтветитьУдалить